Недавно европейские ученые заявили, что ими был создан очередной прототип настоящего автомобиля, который представляет собой довольно большую молекулу, у которой есть четыре симметричных элемента, выполняющих роль колес. В качестве топлива используется электрический заряд, который подается от щупа микроскопа.
Для перемещения грузов из пункта А в пункт Б используются двигатели, которые способны преобразовывать различные виды энергии в кинетическую. Что-то похожее происходит и в наших клетках- есть движущие белки, такие как кинезин или актин, а есть те, которые, сокращаясь, приводят к изменению местоположения органоидов и клеток в пространстве. Если изображать схематично, что они как бы скользят вдоль других белков словно по рельсам, топливом для чего служит аденозинтрифосфат.
Практически сказу же появляется идея, а что если создать наномашины, которые будут перемещаться, основываясь на таком принципе. Не так давно исследователи Швейцарской научно-исследовательской лаборатории описали в статье журнала «Nature» шаги, которые они предприняли на пути к созданию подобного наноперевозчика. Ими была сконструирована молекула, которая состояла из четырех двигающихся элементов, выполняющих роль колес, которой так же можно управлять и передвигать по прямой. Движение такого перевозчика осуществлялось за счет электричества. Поэтому можно сказать, что это пример самого маленького в мире электромобиля.
Перевозчик, размер которого не превышает 4 на 2 нм располагается на медной подложке и, подзаряжаясь от щупа микроскопа, осуществляет каждые пол-оборота «колес». Стекающие с источника энергии электроны вызывают в подвижных элементах молекула изменения структуры, заставляя их вращаться. Однако заднего ходя у такого транспорта нет.